?

Log in

No account? Create an account

Зуевы ключи и Чегандинские пещеры

DSCF0044.jpg

Два сабжевых объекта достаточно известны и распиарены в той или иной степени. Больше, конечно, известны Зуевы Ключи, в том числе, благодаря и одноименному поселку, где, по слухам, находятся дачи "первых лиц УР" и в этом самом месте я задаюсь вопросом: какого же черта, господа, после Чеганды асфальта до самых Ключей просто нет?. Последние 10-15 километров пути преодолеваются не так быстро, как вся предыдущая дорога.



Чем известны Зуевы Ключи, если говорить не о поселке, а о самых натуральных ключах, которые дают воду? Во-первых, их там куча. Известно как минимум семь источников, но наиболее раскрученными являются два. "Несколько веков назад, в этом месте поселились два монаха-отшельника. Вели благочестивый образ жизни, усердно молились, жили в смирении. Но вот настал их срок, и оба умерли, каждый в своем скиту. Люди из близлежащих деревень похоронили их с почестями там, где они и жили. И вот, через некоторое время, на месте могилы одного монаха заструился Святой ключ, а на месте другого – Гремячий. Позже люди заметили целительные свойства обоих родников и потек сюда нескончаемый поток страждущих исцеления." (ц)

Таким образом, на данный момент воду из "Святого ключа" называют живой - т.е. пригодной и полезной для внутренного применения. Народная молва гласит, что она может стоять на сохранении месяцами и не портиться. Любой, кто привозил воду с каких-нибудь родников или огорода знает, что вода быстро "тухнет" и "гниет". В случае с водой из родника "Святого" утверждается, что этого не происходит. Не знаю, сам не проверял. Думаю, налью для эксперимента в банку, и оставлю на полгода. А там, глядишь, миф и рассеется, либо подтвердится.

Вода из ключа "Гремячего" считается мертвой: в целом она пригодна для внутреннего употребления, но значительно полезней ей обливаться. Говорят, что так быстрее будут заживляться имеющиеся раны на теле и все этом духе. Оба этих родника находятся буквально в 300 метрах друг от друга.

Самая основная ошибка тех, кто ищет родник, заключается в том, что они заезжают в поселок Зуевы Ключи. В действительности, поселок не имеет с этими родниками ничего общего, за исключением того, что просто находится рядом с ними. В целом, его название географически обосновано. Ведь родники находятся между Зуевыми Ключами и поселком Зуево, но, тем не менее, ближе к первому.

Чтобы добраться до родников, нужно выехать на перекресток проселочных дорог. Координаты перекрестка: N055 52.888, E053 14.886

И ехать мимо часовни. Координаты часовни: N055 52.215, E053 16.074

От часовни налево будет родник Гремячий (с мертвой водой). Координаты Гремячего: N055 52.337, E053 16.077

А если продолжать ехать прямо, то после крутого спуска вниз и сразу направо, будет Святой ключ - с живой водой. Там же, внизу, стоит купель. Вода из родника, в отличии от Гремячего, течет очень слабо. Один литр воды, в среднем, набирается за одну минуту. Координаты Святого ключа: N055 52.173, E053 16.169

Вода вкусная, но, например, в сравнении с водой из горных рек Алтая проигрывает вчистую. Ну, чем богаты, тем и рады.

Также интересна история вопроса названия данного родника. С монахами все понятно. Однако, до недавнего времени, родник освящался представителями РПЦ. И планировалось именовать его не иначе как в честь святых Флора и Лавра. Но буквально года три назад они прекратили все визиты на родник. Все дело в том, что в ста метрах от часовни живет знахарка Зина, которую церковь считает колдуеньй и теперь, мол, церковь не дозволяет своим представителям посещать это место, проводить крестный ход и все такое.



А у Зины, похоже, всегда полно клиентов.

DSCF9985.jpg

Теперь мне понятно, почему родник Первомайский (между поселком Первомайским - это рядом с Аксарино - и Киясово) стал вдруг - как раз года три назад - именоваться святым ключом имени Фрола и Лавра, и строители по-быстрому отгрохали там часовенку.


Часовня выше "Святого ключа" выглядит так:

DSCF9949.jpg

DSCF9951.jpg

А вот так выглядит купель:

DSCF9947.jpg

Чтобы добраться до родника, нужно подняться наверх:

DSCF9944.jpg

DSCF9945.jpg

DSCF9936.jpg

От родника можно подняться наверх к часовне пешком. Подъем, в принципе, несложный, за полторы минуты я поднялся и спустился обратно.

DSCF9940.jpg

Гремячий выглядит как-то вот так. Там есть ведра, чтобы облиться водой из него.

DSCF9977.jpg

DSCF9959.jpg

Самый интересный вид, конечно, сверху. После съезда на поселок "Зуевы ключи". Насколько я понял, это место называется Ведьминой Горой. На ней загадывают желания.

DSCF0047.jpg

DSCF0019.jpg

DSCF0018.jpg


Второе место, которое достойно внимания, это Чегандинские пещеры (также известно как пещера Белая). Пещера, в которой известная нашим современникам длина коридоров простиралась на полтора километра, а ныне составляет менее 100 метров, прославились тем, что в них побывали в свое время Стенька Разин, Пугачёв и Ермак. "Экскурсоводы часто рассказывают, что Стенька Разин и Емельян Пугачёв прятали в этих глубоких пещерах свои сокровища, часть которых собрали с кораблей проплывающих по устью Белой." (ц)

Насколько эти данные достоверны - не возьмусь судить. Ведь, например, считается, что через наши края проезжала императрица Екатерина и, согласно местным легендам, село Полом называется так именно потому, что там у кареты императрицы отвалилось колесо - случился полом. Однако, вроде бы историки говорят, что Екатерина в наших краях никогда не была, а Екатерининский тракт - таковой не потому, что она там проезжала, а потому что именно при ней он имел бурное развитие.

Еще одна легенда рассказывает про старца. "По легенде, раньше русло Камы было очень бурным, редкий корабль мог пройти его. Потому все суда выстраивались в очередь в ожидании, когда этот самый старец выйдет из пещеры и подымет руки. Тогда река успокаивалась, и корабли могли спокойно продолжать свой путь." (ц)

Насколько я знаю, раньше было четыре входа в пещеру. Сейчас с трудом обнаруживается один. Лучше всего его видно с воды, но можно без особых проблем подобраться и по суше. Нужно свернуть на проселочную дорогу между Чегандой и Усть-Бельском и ехать через поле до кострища. Первым попадется более менее обжитое кострище, но придется свернуть направо, к очень невнятной дороге, ко второму кострищу.

DSCF9926.jpg

Двигаемся до второго кострища. Координаты кострища: N055 54.997, E053 31.776

От самого кострища направо идет вполне просматриваемая тропа. Идем до пещер. Координаты входы в пещеры: N055 54.906, E053 31.791

Вход с берега выглядит как-то так:

DSCF9908.jpg

Повторюсь, что большую часть пещер засыпало. Они вырыты в песчаннике, который сходит пластами. Например, один из местных жителей сказал, что в прошлом году вход в пещеру был значительно уже. А теперь пласт сошел и вход стал шире. Таким же манером, полагаю, часть ходов в пещере и засыпало и от полутора километров осталась жалкая стометровка. Местные очень не рекомендуют заходить туда в одиночку и без веревки, зацепленной к напарнику. Если завалит - хрен найдешь человека.

DSCF9876.jpg

DSCF9877.jpg

DSCF9885.jpg

DSCF9887.jpg

DSCF9891.jpg

DSCF9892.jpg

DSCF9895.jpg

DSCF9897.jpg

DSCF9901.jpg

Если там и были какие-то сокровища, то их, конечно, уже давно нет.


Кстати, пообщавшись с одним из людей, набиравших воду на Святом ключе, я узнал, что в трех километрах правее, через лес, есть еще один родник, который стекает прямо в каму. Но дорога не ахти. Решил проверить. Дорога действительно не автобан, но на пузотерке с просветом хотя бы в 150мм преодолевается на ура.

Но проблема в том, что, как говорят местные, уровень Камы за последние годы немного поднялся, и тропинку к роднику затопило. В итоге я шел по берегу сверху, поэтому увидеть родник мне было проблематично. Ну, разведаю еще. Наградой за то, что лез в такие буераки, стали две рощи дикой спелой вишни. Хоть поел. :)

Координаты рыбацкой точки на берегу Камы: N055 51.795, E053 12.833

DSCF0016.jpg

DSCF0008.jpg

DSCF9993.jpg

DSCF0006.jpg




Comments

про армян честно говоря не понял .. учитывая, что их церковь себя называет: "Армянская Святая Апостольская Православная Церковь" и вообще первое государство принявшее христианство на государственном уровне, то высказывание "неправославные нифига, кстати" не вполне соотносится с реальностью
я с ними общался. и они действительно неправославные были. :) но, действительно, реплика слегка некорректная. убрал.

Октябрь 2019

Вс Пн Вт Ср Чт Пт Сб
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031  

Метки

Разработано LiveJournal.com